7 окт. 2015 г.

"Таежные байки" На омута часть1

Продолжу повествование, о моих приключениях на севере Омской области, из серии "Таежные байки"

Пока Юра занимался "первичкой" соболя, я готовил ужин.

В эту поездку были планы посетить омута на р.Туй, в первый заезд Юра пробил туда дорогу. Охотник который до этого там охотился, был рыбаком, трофейные экземпляры щуки в 6-8 кг были не редкость в его уловах. Почему бы и нам не посвятить пару дней на рыбалку, отвлечься от ежедневной рутины.

 Я с собой взял для этого зимние снасти, жерлицы, мотыля и опарыша, которых я уже устал сохранять от замерзания. Я сам не любитель зимней рыбалки, опыта установки жерлиц не было, поэтому заранее проконсультировался с знающими людьми, у которых был опыт ловли щук на подобных таежных речках. В общем теоретически я был подкован. Повседневные дела никак не давали нам вырваться на омута мотыль ждал своего часа и не понятна была его судьба, доживет ли он.
Ужин был готов, Юра как раз закончил свои дела с разделкой и "первичкой" соболя. В течении дня мы обычно довольствовались перекусами в виде хлеба, сала, колбасы и только вечером мы могли себе позволить полноценный горячий ужин. Сегодня у нас шикарный ужин, по промысловым меркам.  Я "накрыл" на стол. Сковорода с ароматно пахнущей картошечкой посыпанная сверху мелко нарезанным зеленым лучком, каких трудов стоило привезти сюда и не заморозить его, возглавила стол. Дополняет ее тарелка с салатом из сайры, не знаю как он называется, я ему дал название "таежный". Очень сытная штука,  кусок хлеба намазанный сверху этим салатом обеспечивал бесперебойную подачу топлива для организма в течении продолжительного времени. Пока жарилась картошка я быстренько его сделал. Нарезал сала, колбасы, занес с улицы бутылочку, она сразу покрылась инеем, однако на улице прохладно. Юра достал двух литровую банку с солеными помидорами.
- Съедим помидоры и поедем на омута, сказал Юра, открывая банку.
Ну вот, не зря я заботился о мотыле, подумал я наливая водку в рюмочки. Ужин, то и  впрямь  праздничный, настроение поднялось, я увижу новые места, сменим обстановку. 


За ужином обсудили детали поездки, с утра нужно было проверить один путик, а после обеда тронемся в путь. Да и помидоры мы за ужином не осилили. После ужина Юра занялся какими то хозяйственными делами, я начал потихоньку собирать нужные вещи для этой поездки, чтобы завтра в спешке не забыть их. 
Радио "Маяк" последние дни плохо ловило. По радио "России" опять шла какая то рекламная "муть" про уникальное лекарство которое от всего поможет и если я позвоню прямо сейчас мне дадут скидку и еще какую то бесполезную вещь за дешево. За две недели слушания этих передач я уже стал верить в эти лекарства и даже бы позвонил, если бы была такая возможность. Но не заказать, а просто все им высказать что я о них думаю, но увы связь с внешним миром только почтовыми голубями.  Юра даже рацию не устанавливает, позже я пойму почему, так что случись, надежда только на себя.

 Я вышел на улицу подышать морозным воздухом перед сном. Тайгу окутала кромешная тьма. Все спит, стоит такая тишина, что я слышу как, пульсирует по сосудам кровь. Ветра нет совсем, из трубы вертикально струится дымок. Юра сделал последнюю закладку дров, она должна согревать нас до утра. Изредка слышен треск деревьев, это мороз крепчает. Вечером по радио передавали похолодание в Омске до -25С, здесь можно ожидать все -35, -40.


Улеглись, потушили керосиновую лампу. Я долго не мог уснуть, думал о предстоящей поездке, ворочался. Спал  урывками, снились 8 килограммовые щуки. Среди ночи сработала мышеловка. О, еще одна, в нашу коллекцию "трофеев", подумал я сквозь сон. С такой бы интенсивностью соболь ловился, как эти жирные мыши.

Закладки дров не хватило до утра. Проснулся от того, что начал замерзать нос. Накидываю капюшон спальника на лицо, в надежде согреться, но понимаю, что рано или поздно придется вставать, но так не охота покидать пригретое местечко... Разжигаю печку, еще ночь,  радио молчит. Уже не раз понимаю, что в тайге просто необходимы наручные часы. В городе привык что с собой всегда гаджеты которые подскажут который час, в тайге они все превращаются в не нужный хлам. Пока печка разгорается вышел на улицу,треск деревьев раздается эхом по лесу, где то рядом пролетела ночная птица, термометр показывает -35. Бррр.



 Бегом к печурке. Тепло от разгоревшихся дров в буржуйке быстро наполнило избушку. Я закрыл заслонку. Немного о заслонке. Ее роль выполняет железная банка из под кофе. К дверце буржуйки приварен кусок трубы, длина трубы  равна длине банки, в трубе имеются отверстия, для лучшего притока кислорода в камеру горения. Таким образом банкой регулируется подача воздуха. Когда дрова хорошо разгорятся перекрываешь заслонку, одев ее полностью на трубу, дрова  шают долгое время создавая в избушке комфортную температуру.
Утром было тяжело вставать, бессонная ночь разбила меня.  Кофе и поездка по путикам взбодрит. После завтрака, в ожидании рассвета зря время не теряем, я пока собрал оставшиеся вещи, сложил рыболовные снасти в отдельный рюкзак, останется только сложить запас продуктов на несколько дней и я готов. Юра складывал в мешки различный скарб, необходимый в этой поездке.
Пока подготавливали буран в лесу стало светло. Подвеска очищенна, бензина полный бак. Двигатель завелся без особых проблем, нарушив утреннюю тишину гулом мотора. На улице безветренно и морозно, где-то прокричала кукша, разбуженная  нашими сборами. В воздухе стоит запах выхлопных газов. 



Достаю из сугроба ружьё. Оружие в избушку не заносят, оставляют на улице. Это необходимо для безотказной работы ружья, перепады температур могут сыграть злую шутку и в нужный момент вы останетесь без оружия. Я долго не мог привыкнуть к этому. Как можно спокойно спать, зная, что ружье на улице? Но потом понимаешь что в радиусе 30 км нет ни одной живой души и сразу становится спокойней. А если и есть, то такие же охотники, которые чужое пальцем не тронут. Промысловики это вообще отдельная каста, сильно отличающаяся от городских охотников. Это как братство, взаимовыручка у них на первом месте, а как не помочь, ведь не известно в какой ситуации ты сам окажешься завтра. Тайга их кормилица и относятся к ней и ее жителям с безграничной любовью. Участок леса становится для них вторым домом  и ведут они себя здесь соответственно. Столько сил затрачено на обустройство дикого леса, избушки, дороги, путики, все это сделано руками и за собственные средства. Государство с развалом СССР отстранилось от охотничьего хозяйства, теперь  охотники рассчитывают только  на себя. Многие проводят биотехнические мероприятия на своих участках, к примеру, у Юры на участке имеется галечник для птиц, солончаки для зверей, он знает сколько бобров у него проживает и исходя из этого планирует их отлов.
 


Цепляем сани за снегоход и уезжаем на проверку капканов. С путиков вернулись к обеду, как и планировали. Я ставлю варить пельмени, нужно плотно пообедать, а то когда будет ужин не известно. Мама, решив что, мы тут умрем с голода, налепила большой мешок пельменей, за что ей большое спасибо. Пельмени, кстати очень практичная еда для промысла, быстро, сытно и вкусно. Главное чтобы они были домашними, как-то после маминых пельменей мы сварили пачку покупных, поплевались и выкинули на подкормку кабану.
В этом году на участке у Юры поселился матерый секач, расстояние между следами впечатляло и будоражило воображение. Мы часто встречали его следы,  путиками не пользовался совсем, хотя многие звери при случае всегда рады пройтись по накатанной дороге, этот   ходил только своими тропами, снегоходный след перепрыгивал, стараясь не наступить на него. Следы кабанов встречались нам на вершинах речек южнее, этот же забрался в самые дебри и жил обособленно от остальных. Он бы мог украсить чью-нибудь трофейную комнату, но Юра определил его судьбу одной фразой:
- Пусть живёт, для развития племя.
Я это решение поддержал. Вот она любовь к природе. В дальнейшем мы его подкармливали, оставляя всякие "вкусности" не далеко от его троп. 


Юра складывает вещи, заваривает термос с чаем, он будет очень кстати в дороге. Пока варится обед я начинаю заполнять сани вещами необходимыми в поездке. Доели помидоры, эх и вкусны домашние пельмени, спасибо маме за вкусный обед, навели порядок в избушке, уложили вещи в санях, все тщательно увязали и тронулись на север. До свидание  наш временный дом, подумал я, отъезжая от зимовья.

Продолжение следует...
"Таежные байки" На омута часть 2

2 комментария:

  1. Очень интересный рассказ, еще и каждая фраза подкреплена фотографиями. Хотя, думаю, во время таких сборов не до фотосъемки было. и нравится как само повествование, так и стиль изложения. и естественно само место событий, в тайге, где не каждому доведется побывать

    ОтветитьУдалить
  2. Понравился рассказ, ждем вторую часть.

    ОтветитьУдалить

подписка

Введите ваш e-mail :

Delivered by FeedBurner